Сотни лет малоисследованные джунгли Южной Америки являлись источником историй о странных существах, в том числе о крупных обезьяноподобных людях. Между прочим человекообразные обезьяны вроде горилл, шимпанзе или орангутанов в Южной Америке никогда не водились, а самые крупные приматы там это хвостатые обезьяны-ревуны, весом 6-8 кг и на людей похожие не больше, чем мартышки. Таким образом если в легендах упоминаются крупные человекоподобные существа, похожие при этом на обезьян, то это определенно что-то очень необычное, а не просто путаница при встрече с обычной лесной обезьяной.
Рост этих существ в легендах колеблется от 3 футов (90 см) до колоссальных 12 футов (3,6 метра). Были они с ног до головы покрыты волосами, но это точно были не животные, так как они пользовались каменными орудиями и охотились с луком и стрелами.
Был у них и свой язык, который отличался обилием свистящих и хрюкающих звуков. Местные индейцы называют этих существ по разному, но чаще всего употребляется слово Марикокси (Maricoxi), а первым из белых людей узнал о них легендарный авантюрист-путешественник Перси Фоссет (который позже сгинул в южноамериканских джунглях во время своего очередного путешествия).
Фоссет в своей книге «Lost Trails, Lost Cities» писал, что жили эти волосатые люди неподалеку от лесного индейского племени максуби, а сам Фоссетт услышал о марикокси и лично столкнулся с ними в 1914 году во время экспедиции в район Мату-Гросу. Фоссет и его команда прошли по джунглям Боливии, а потом поднялись вверх по бразильской реке Гуапоре. Именно в этом районе они услышали от местных племен рассказы о полулюдях-полуживотных. А позже, во время дальнейшего прохода по тропе в джунглях, Фоссет и его команда увидели две загадочные фигуры, которые двигались впереди них и разговаривали на необычном языке. В руках у них были луки со стрелами, из которых они время от времени стреляли. Сначала Фоссет решил, что это местные индейцы, но потом понял, что ошибся.
«Мы не ясно видели их в тени, но мне показалось, что это были очень большие мужчины, покрытые волосами и с очень длинными руками. Лоб у них был скошен назад, а над глазами были массивные надбровные дуги. Выглядели они как очень примитивные люди и не носили никакой одежды. Внезапно они резко побежали и скрылись в кустах и мы понимали, что бесполезно преследовать их».
Потом эти дикие люди некоторое время преследовали команду Фоссета и Фоссет слышал, как они трубили в инструмент вроде рожка. Отстали они лишь когда путешественники зашли в рощу колючего кустарника. За все время преследования Фоссет постоянно слышал их речь на непонятном и странном языке.
«Утром мы пошли дальше и через четверть мили пришли к небольшому поселению на поляне. Это были примитивные жилища этих дикарей, которые были внешне одними из самых гнусных дикарей, что я видел. Некоторые из них сидели и делали стрелы, другие просто бездельничали. Это были крупные обезьяноподобные существа, которые выглядели так словно они едва эволюционировали за пределы уровня животного. Я свистнул и тут же один из них вскочил на ноги и начал пританцовывать, прыгая с одной ноги на другую и держа в руках лук и стрелы. Его громкие хрюкающие крики звучали как «Югх! Югх Югх!»» и все кусты вокруг вдруг оказались полны этими мерзкими обезьянолюдьми, которые тоже кричали «Югх! Югх!». Это выглядело для нас очень нехорошо и я даже подумал, что нам пришел конец. Я сказал дружелюбную речь на языке максуби, но они нас не поняли, однако прыгающее перед нам существо наконец остановилось, а потом натянуло тетиву лука и нацелилось стрелой мне в грудь. Я смотрел прямо в его свинячьи глаза, едва видные из-под тяжелых надбровных дуг и знал, что он не промахнется. Однако он опустил лук и снова начал кричать «Югх! Югх! Югх!».
Это обезьяночеловек еще несколько раз то прыгал, то останавливался и Фоссетту наконец это надоело. Он решил припугнуть их и выстрелил из своего маузера в землю возле ног дикаря. Тот ужасно напугался и тут же убежал в заросли, после чего Фоссет и его группа пошли дальше по тропе. За своими спинами они еще некоторое время слышали крики дикарей, которые становились все тише и тише.
Об этих существах писал и криптозоолог и натуралист Айван Сандерсон, который в 30-х годах ХХ века путешествовал по Южной Америке и слышал о них от местных индейцев.
«Племя максуби рассматривало их как отвратительных и примитивных людей и считало их ужасными каннибалами, которые охотились на людей ради их мяса. Они были низкорослыми, очень смуглыми и покрытые черными волосами. Человеческие тела они насаживали на бамбуковый вертел и жарили над огнем, а потом с жутким чавканьем поедали, отрывая от него куски мяса. Жили они в норах в земле, из которых вылезали в основном по ночам».
Рассказ Фоссетта о волосатых дикарях в те годы приняли очень скептично. Многие говорили, что он все преувеличил, другие даже обвиняли его в расизме, говоря, что он столкнулся с обычными индейцами и потом ради сенсаций «пририсовал» им волосатые тела и примитивные черты лиц. А Айван Сандерсон на все 100% верил Фоссету, однако Сандерсон и сам с точки зрения общепринятой науки является «ненастоящими ученым», то есть криптозоологом, верящим в существование мифических животных. Поэтому возможность, что в южноамериканских джунглях к началу ХХ века жили (и может живут и поныне) примитивные люди, внешне похожие на питекантропов или австралопитеков, никогда серьезно не рассматривалась.