«Оказывается, пришла удаганка...», или загадка Кюннэй Кардашевской
Участница конкурса «Саҥа ырыа», обладательница титулов «Мини-Мисс Мира 2005», «Мини-Мисс Дружба 2005», «Жемчужина России 2007» Кюннэй [Күннэй] Кардашевская запомнилась очень искренней, доброй, светлой девушкой. Она и пела, и танцевала. Особенно в памяти запечатлелась ее игра в новогоднем музыкальном спектакле, где она показала талант настоящей артистки — было очень легко и убедительно.
Однажды, незадолго до несчастья, на стадионе «Туймаада» во время пробежки я встретила Кюннэй. Она была подавлена и рассказала, что пережила кому и болезнь. Но кто мог предвидеть будущее... Вскоре разнеслось известие об ее уходе...
Затем дни и годы пошли своим законным чередом, черное и белое сменяли друг друга, прошлое волей-неволей вытеснялось настоящим (на пути в будущее). Однако, как показала жизнь, сердце и душа человека — кладбище родных и близких, друзей и знакомых, любимых артистов и спортсменов, наших четвероногих пушистиков, да и всех землян, которые ушли навеки. Воистину, оно безмерно и место найдется всем. Порой боль раздается с новой силой. Тихая грусть переходит в иную степень…
Неожиданное интервью с матерью Кюннэй — Любовью Васильевой — открыло неизвестные доселе шокирующие подробности из нелегкой судьбы ее дочери, сообщает Sakhaday.
* * *
Рассказ матери
(перевод интервью в передаче «Талбан»)
— Мы расскажем, почему девушка с таким редким даром прожила столь короткую жизнь, — сообщил закадровый голос Олега Колесова, ведущего передачи «Талбан», посвященной Кюннэй Кардашевской. — Все мы знаем Кюннэй, как победительницу международного конкурса «Мини-Мисс Мира» и певицу, а то, что в борьбе за миссию исцелять и помогать людям она встретила большие трудности, нам не известно ничего. Ее мама расскажет нам все как есть. Мы встретились с ней в Москве. Ее рассказ напомнит всем, как нужно обращаться с особо одаренными людьми.
На его вопрос — в каком возрасте стало известно о способностях Кюннэй — Любовь Васильева ответила:
— Видимо, в 9 лет, когда у нее заболел живот. Именно с этого возраста она стала постоянно болеть и лечиться. Наверное, мы вовремя не поняли, что началось ее «эттэнии» (становление, перерождение через страдание). Живот у нее болел и болел, каждый раз мы отвозили ее в больницу, и никто не мог поставить ей диагноз.
Сколько лет не могли узнать причину ее болезни! И вот наконец-то нам выдали квоту в НИИ хирургии и педиатрии. К тому времени Кюннэй было уже 15 лет. Мы прилетели в Москву, поступили в НИИ, и на третий день после госпитализации Кюннэй на три дня без видимых причин впала в кому. Отказали легкие, и ее подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. На протяжении пяти консилиумов никто ничего не мог уточнить.
Как-то меня вызвал врач и спросил: «У вас в роду были медиумы, шаманы? Возникла ситуация, где традиционная медицина не в силах помочь». Тогда я подумала, что он специально это мне сказал, чтобы скрыть свои ошибки и все повесить на шаманизм, поэтому я ответила: «Ничего не знаю и такого не может быть, постарайтесь выяснить диагноз».
На третий день в пять вечера дочь опять впала в кому, а через три дня так же в пять вечера возвращается обратно. Врач меня снова вызвал к себе и сообщил: «Человек, находившийся в коме и подключенный к аппарату искусственной вентиляции легких, не может знать, сколько он лежал без сознания. Меня назначили, когда ваша дочь находилась еще в коме. Придя в сознание, она сказала, что ее не было здесь три дня, что проголодалась, и даже назвала меня по имени». Врач был крайне поражен. Он добавил, что скольких детей вытащил из комы, но такого ни разу не было. Я испугалась...
Затем Кюннэй перевели в общую палату. Позже она меня спросила: «Мама, ты видишь этих черных людей, черные тени?» Я ответила: «Нет, Кюннэй, ничего я не вижу». По ее словам, в палату зашел черный человек и встал рядом, а потом прошел в реанимационную (нас поместили совсем близко от нее).
* * *
Кюннэй не знала, что я была беременна второй дочерью. Однажды она мне говорит (ей было на тот момент пять лет): «Мама, ты носишь под сердцем мою сестренку. Ее зовут Туйаара. Она родится в день моего рождения».
Я даже сама не знала о своей беременности... Однажды после похода в гости я почувствовала недомогание, меня затошнило, а дочь мне говорит: «Мама, не пей лекарство, просто у тебя в животе моя сестренка».
Туйаара родилась в тот же день недели (во вторник), в тот же час, в тот же день (13 мая), с тем же весом и ростом, как и Кюннэй. С сестренкой у них связь очень сильная…
Я приняла это за простое совпадение, поскольку я человек науки, хоть в религию верю, но не думала, что именно у меня родится такой ребенок. Я считала, что у нее просто сильная интуиция. Возможно, какая-то мысль и промелькнула, но мы не обратили на это внимания.
* * *
Тем временем у Кюннэй живот все продолжал болеть, и я полагала, что она просто отлынивает от школы из-за банальной лени. Сейчас вспоминаю, как моя бабушка сказала мне в детстве, что в нашем роду появится большой шаман, что ей об этом сообщили предки. Я ведь тогда была еще 12-летним ребенком, поэтому не придала значения. Теперь понимаю...
Через месяц после комы нас выписали из НИИ. В день выписки по дороге мы заехали к Матренушке. Потом, сев на такси, поехали по Варшавскому шоссе к крестным Кюннэй, у которых мы и остановились. По дороге Кюннэй снова впала в кому. Сначала у нее начались судороги, ее кидало вверх-вниз, но странно, что все это время она находилась в полном сознании. Она сказала: «Остановите это! Почему у меня трясутся руки-ноги?». После чего резко потеряла сознание. У нее плохо прощупывался пульс, дыхание почти прекратилось. Я опять звоню в НИИ педиатрии, но они посоветовали отвезти в какую-нибудь другую клинику. Скорая нас привезла в 79-ю больницу, откуда назавтра нас выписали, снова ничего не выяснив.
После этого случая мы вышли с Кюннэй в супермаркет, где она попросила купить йогурт, а потом потеряла сознание. Люди немедленно вызвали скорую — приехало аж три. Нас отнесли в реамобиль, спросили о диагнозе, но у нас его не было. Решено было везти в Морозовскую клинику, но по дороге у дочери примерно на две минуты остановилось сердце. Тогда срочно решили направиться в реанимацию грудничков, куда мы и поступили. На следующий день мне врач рассказал, что ночью произошла тяжелая ситуация, и что Кюннэй необходимо держать подальше от врачей.
Я не поняла его, и он поведал мне о тонкой материи. «Традиционная медицина не в силах помочь вашей дочери. Напишите отказ и увезите ее», — посоветовал он. Тут как ни в чем не бывало вышла Кюннэй и заявила, что ночью она всех напугала. Я уже стала верить в тонкую материю...
Она мне часто говорила, что видит многое, например, как за человеком ходит черный, серый или белый человек, что видит тех, кто скоро умрет. Я ее успокаивала: «Все в порядке. Просто ты видишь ауру людей».
Еще находясь в НИИ педиатрии, Кюннэй просила созвать комиссию психиатров, так как она видит людей, на что один врач ей ответил: «Раз ты говоришь об этом сама, то на 95 процентов с тобой все в порядке».
«Нет, у меня не все в порядке, потому что я вижу то, что другим не поддается. Значит, у меня уже галлюцинации», — сказала ему Кюннэй.
Комиссия все же состоялась. Были приглашены психиатры из всех НИИ. Никакой патологии не выявили. Тогда я стала читать, узнавать про тонкую материю, расспрашивать знакомых. Никто ничего не знал. Оказывается, пришла удаганка...1
* * *
Из Москвы прилетели домой. Как стало известно, за время пребывания в Москве Кюннэй забыла Якутск. После комы в памяти ничего не осталось. Ни родственников, ни друзей, ни участников «Саҥа ырыа» — никого не узнала. Кроме меня. Ни бабушку, ни дедушку, ни адреса нашей квартиры, ни свою комнату, ни одежду — 90 процентов памяти о прошлой жизни пропало. По словам Кюннэй, прошлое всплывало только вспышками, отдельными картинками. Пришлось научиться заново.
...Прошла тяжелая зима, в течение которой Кюннэй постоянно теряла сознание. Даже во время выступления. Падала, как подкошенная трава. Обычно у людей, лежащих без сознания, тело не напряжено, а Кюннэй становилась, словно дерево.
Однажды мы увидели ужасную картину: голова, колени, ноги Кюннэй находились сзади, кисти рук прилипли к предплечью, как у какого-то насекомого, а сама она сидела и просила ее «поправить». Я пыталась повернуть голову... Жуткая картина, не правда ли? Или, бывало, она изгибалась дугой и в таком положении двигалась по квартире. «Эттэнии» — картина не для слабонервных... Кюннэй просила никому об этом не рассказывать.
* * *
Оказывается, кутуруксуты2 «приходят» сами. Удивительно. Однажды после обеда к нам домой явились два ее однокурсника — парень с девушкой. В тот же день наши друзья — муж с женой — ехали в Покровск, и, доехав до поста ГАИ, муж резко развернул машину и привез супругу к нам. Таким образом, эти три человека оказались у нас дома в один день.
Кюннэй села на диван, а трое гостей стали танцевать. Они двигались так синхронно, будто артисты танцевального ансамбля. Прямо как настоящая постановка! Меня совсем не замечали, находились в своем мире. Итого протанцевали три дня подряд. Спали совсем немножко. Потом они решили «ехать».
По просьбе Кюннэй заехали к певцу Пете Петрову, чтобы одолжить бас-барабан (якобы для репетиции). Доехали до Высшей школы музыки, рядом с которой располагалась поляна. Там Кюннэй по-настоящему спела по-шамански. Ей подыгрывала на хомусе3 однокурсница, причем, целых три дня, раня губы до крови; однокурсник — совершенно городской парень, ни разу не выступавший с тойуком4 — исполнил тойук. Третья же помощница танцевала. Каждому была отведена своя роль. Все были очень синхронны, как в ансамбле. Нас же она попросила очистить поляну от мусора. Стояла осень, середина сентября, темно. Сама Кюннэй, забравшись на микроавтобус, производила движения, паря в воздухе. Затем, согласно якутским традициям, она положила на землю оладьи. Интересно, откуда она узнала якутские обычаи, будучи городским, современным ребенком?
Вскоре все пришли в сознание. На вопрос, что они испытали, они ответили, что все сидели в темной комнате, «вдали» от нас, и что наш голос доносился до них откуда-то издалека. Одним словом, мы увидели многие вещи... Даже трудно поверить. Сейчас я стопроцентно уверена, что тонкая материя существует.
* * *
Всего ее «эттэнии» проходило в течение 7-8 лет, а согласно учению оно должно длиться 9 лет. Модельер Августина Филиппова готовила наряд, но она не дождалась... Свой дүҥүр (шаманский бубен) забрала с собой. Мастера и дерево для него выбрала сама. Говорила, что ей нужен дүҥүр, звучащий как барабан (со временем я уже научилась угадывать ее желания). Ближе к 8 марта мы поехали за деревом для ее бубна в Верхневилюйск.
Мы все сели в машину. Совершенно не знали, куда ехать, а она говорит — поезжайте в сторону Нюрбы, а сама даже не знала, где находится это место. Ехали-ехали, и Кюннэй попросила дедушку остановиться, когда громко зазвучит хомус.
Тем временем однокурсница непрерывно играла на хомусе. На десятом километре пути от села Хоро и вправду хомус запел иначе, да так громко и чисто! Кюннэй попросила дедушку остановиться. Девушки, выпрыгнув с машины, побежали по снегу, а я по талию провалилась в снег и не смогла идти дальше. Смотрю — девушки с легкостью бежали по снежному покрову. Отец с другом (на всякий случай мой он взял с собой своего товарища) надели лыжи и поехали вслед за ними. Я осталась ждать в машине у трассы.
Потом отец мне рассказал, что, добравшись до нужного места, он увидел, как посередине одиноко стоящего озера, на кочке, росла одинокая сосна. Кюннэй, что-то бормоча, клала вокруг сосны оладьи. Дедушка очень изумился, увидев, как земля разверзлась и поглотила оладьи, а потом закрылась обратно.
Кюннэй мне нарисовала место в Верхневилюйске, где проживал мастер. Мы приехали к нему, объяснили, а он сначала испугался. Сказал, что для изготовления шаманского бубна нужно разрешение свыше.
Вечером Кюннэй обняла меня и по-якутски голосом старика сообщила — передай мастеру, что наверху разрешили, пусть не боится. Я ее слова передала. Затем уже своим голосом по-русски она заявила: «Пусть он не торопится и не боится — ему в процессе работы придется столкнуться со многими трудностями, но все будет хорошо».
Действительно, вскоре мы узнали, что у мастера сгорели две пилорамы, пила «Дружба», а у жены произошел заворот кишок.
Все же изготовление шаманского бубна — очень тяжелое занятие...
* * *
Кюннэй для своего дүҥүр заказала мне 13 медных колокольчиков. Я их искала по всему городу. Потом она мне сама указала путь на Крестьянский рынок, где я наконец-то приобрела эти колокольчики.
Кюннэй помогала мне. Я долго мучилась, подыскивая хорошую оленью шкуру для ее бубна, а она мне сказала: «Мама, не спеши, пусть дедушка поищет у себя. И правда, вскоре шкура нашлась».
Я спросила, почему именно 13 колокольчиков. Кюннэй мне объяснила, что в ней находятся 12 человек, а она — тринадцатый, самый большой колокольчик. Как-то раз она, когда уже стала лечить людей, захотела немножко поспать (обычно во время сна у нее менялось лицо, будто это не она вовсе). Вдруг Кюннэй по-якутски голосом старика заявила: «Нас двенадцать: две женщины и десять мужчин. Из нас решает самый старший. Нам очень жалко Кюннэй. Когда к ней кто-то приходит лечиться, мы выходим и проводим консилиум. Иногда даже не находим общий язык. Хотелось бы, чтобы она помогала нам».
Мне стало очень жаль моего ребенка, это же настоящая беда. Она же все-таки подростком была. Однажды Кюннэй сказала мне, что устала и не пойдет лечить. Я согласилась и решила всех предупредить (а врачевала она ночью, после полуночи). Услышав мои слова, она потеряла сознание и тонким женским голосом (мне никогда не доводилось слышать такой чистейший голос, будто компьютерный и даже космический!) сообщила: «Нам очень жаль Кюннэй. Наш глава сильно рассердился. Он не понимает, что она еще ребенок. Его разгневало то, что она позволяет себе
пойду — не пойду. Он передал, пусть она полежит три дня без сознания».
Я попросила вернуть мне дочь. Они выполнили мою просьбу. Все же Кюннэй пришлось пойти на лечение. Кюннэй мне иногда рассказывала об этих двенадцати, даже находясь в трансе. Самый младший из них был 15-летний мальчик, родившийся тысячу лет назад. Даже не верится. Этот мальчик очень любил рисовать. Когда он «выходил» (а «выходили» они все по одному), то все время рисовал. Поразительно.
* * *
— Как в наше время вам удалось принять все это? — спросил ведущий Любовь Васильеву.
— Она же мой ребенок, пришлось. Иного выбора не было. Если я не приму, то кто это сделает? Кюннэй признавалась мне, что она пришла сюда на очень короткий срок, что таких людей, как она, отправляют ненадолго, и за этот отрезок времени ей нужно успеть помочь многим людям. Она просила не забывать, что тонкая материя существует.
Как-то на лечение пришел 9-летний ребенок в очень тяжелом состоянии. Кюннэй мне поведала, что на этом ребенке слишком рано поставили крест. Кюннэй лечила мальчика через его мать. Назавтра дочь позвала меня и сообщила, что она вылечила ребенка, но у нее осталось странное чувство. «Мама, он отвечает за все грехи, которые совершили его предки. Я хоть и вылечила, забрала его болезнь, но беда в любом случае упадет на кого-то из его рода. Просто поменяется человек. Перед тем, как совершить злодеяние, нужно хорошенько подумать, потому что отвечать будут если не ты, то твои дети, внуки на протяжении девяти веков. Зло будет висеть над родом, словно дамоклов меч», — рассказала Кюннэй.
* * *
Однажды Кюннэй изъявила желание работать со спортсменами. Я спросила, почему, на что она поделилась со мной, что после лечения она очень устает и от спортсменов, их победы зарядится позитивной энергией, да и хотела бы им помочь.
Я сразу вышла на старшего тренера Прокопия Семеновича Иванова. Он с радостью пошел нам навстречу, и мы явились в «Триумф». Шла тренировка ребят, одного из них Прокопий Семенович назвал нашей надеждой. Потом Прокопию Семеновичу послышалось «уберите ноги» (смеется). Тогда тренер посмотрел на свои ноги — а они, вроде, находились далеко, — и попытался убрать их (смеется). Оказывается, Кюннэй ему сказала: «Берегите ногу».
На следующий день этот парень получил травму ноги, а через три дня он должен был участвовать в Первенстве России по вольной борьбе. Его привели к Кюннэй, и он стал чемпионом России.
Кстати, перед тем соревнованием Кюннэй пожелала провести на арене алгыс5, очистить ее. Мы туда пришли ночью. Присутствовали я и только Прокопий Семенович. Кюннэй попросила выключить свет и камеру, и чтобы никто не заходил в «Триумф». Ее условия были выполнены, кроме пожарной сигнализации — ее нельзя отключать. Мы с Прокопием Семеновичем сели внизу. Кюннэй, стуча в бубен и паря на полом, проплыла мимо нас. Невероятная картина. Потом она пригласила на ковер Прокопия Семеновича. Он встал рядом с Кюннэй, но вдруг упал, очень громко вскрикнув. Я страшно испугалась, подумала, что произошла какая-то беда. Кюннэй пришла в себя и позвала меня. Быстро прибежав, я увидела, как Прокопий Семенович лежит и смеется. Оказалось, он закричал из-за очень болезненного, страшной силы удара по спине и приказа лечь.
Первенство, проходившее три дня, подарило нам тогда трех чемпионов России.
* * *
Она лечила многих. Даже на расстоянии. Говорила, что люди сами ее найдут, и — вправду находили. Однажды она лечила девочку с ДЦП из Чурапчи. Ее родные мне признались, что по ночам дома видят Кюннэй. Дочь попросила их не бояться, потому что для нее не существует ни времени, ни расстояния.
Просила клиентов не распространяться о ней. «Не смейте рассказывать, а то голову оторву», — говорила она им после приема. По их признанию, несмотря на такой запрет, они иногда даже сами не замечали, как проговаривались.
Не секрет, что Кюннэй лечила и алкогольную зависимость. Однажды, незадолго до своего ухода, она мне сообщила, что у нее мало времени и попросила записать всех троих в один день. Я сильно удивилась, ведь она никогда никого в один день не приглашала. «Нет, времени крайне мало, и от алкоголя больше не буду лечить — эти люди последние», — объяснила Кюннэй. Страшные картины происходили во время лечения от алкогольной зависимости. Теперь я знаю, что и вправду существует злой дух этого зелья.
Не только я была свидетелем ее парений — однажды во время очередного полета Кюннэй потерялась. Как выяснилось, она вылетела через печную трубу и наверху танцевала с семью стерхами. Хозяевам дома она сказала: раз над вашим домом летают стерхи, то это к добру.
* * *
После своего ухода Кюннэй дает о себе знать. Мне, сестренке, другу через Инстаграм6 несколько раз отправляла сердце, поцелуйчик. Знакомым ставила лайки на фото.
Она оставила свой след. Уверена, такие люди будут приходить. Думаю, человечество должно быть готово к этому. Это не психическая болезнь, а проявления тонкой материи. Оказывается, мы развитый народ, и очень печально, что тема шаманизма у нас не изучена.
В годовщину со дня смерти (а в этот день нельзя звать гостей) к нам пришли все. Это было очень неожиданно, ведь у всех работа, свои заботы. Не помнить же им вечно. Оказалось, они ее помнят. Накануне годовщины они все получили «сердечки»...
Об этой теме мы знаем мало, да и воспитание у нас такое — мы советские дети. К примеру, я. Думаю, проявления тонкой материи нужно изучить. Это не предание, а реальные события. Если родится такой ребенок, родители должны быть ему опорой.
Считаю, люди должны знать о Кюннэй, она не старинный человек, а наш современник. Это одна из страниц нашей истории. Развитие — развитием, а наша культура и обычаи все равно существуют. И в наше время приходят такие люди. Считаю, мы должны знать наших талантливых людей и быть готовым к приходу людей с «особым даром».
* * *
Комментарии экспертов
Об особом даре Кюннэй заговорили вскоре после ее ухода, но это признание мамы стало полной неожиданностью, шокирующей новостью, и слова Любови Васильевой вызывают доверие — Кюннэй вспоминается человеком с очень светлой и тонкой душой...
«В этой жизни возможно абсолютно все. Люди воочию видят абааhы7 или духа леса, встречаются с инопланетянами, и даже некоторые путешествуют на их ракетах в далекие галактики. Это зависит только от интеллектуально-духовного и психического состояния рассказчика и его слушателя, человека, по той же причине верящего ему или не верящего», – считает наш постоянный эксперт, ученый, этнолог, тюрколог Людмила Егорова. Здесь стоит отметить, что для написания этого материала многие не решились дать свое объяснение услышанному.
Как отметила Любовь Васильева в этой передаче, эта тема у нас не изучена. По словам ученого, врача-психиатра Якутского республиканского психоневрологического диспансера Марии Яковлевой, связь шаманизма и психиатрии не исследована. Но это к тому, что однажды во время нашей беседы о шаманизме ученый-шаманолог Анатолий Алексеев сообщил, что порой шаманскую болезнь принимают за душевную, и поэтому в психбольницах лежат те, кто мог стать настоящим шаманом.
По словам Людмилы Егоровой, медицинская антропология изучает вопрос связи шаманства и психологии. Мы попросили Людмилу Ивановну поделиться своим мнением об интервью.
— Как считаете, несчастье произошло во время шаманской болезни, во время становления шамана?
— Нет, конечно.
— А может ли шаман (удаганка) покончить жизнь самоубийством?
— Они представляют духовную элиту тенгризма, поскольку шаманство связано с тенгризмом, культом тенгри. Духовный человек не то, что себя не убивает, он даже выступает против самоубийства, и на этот вопрос я четко отвечу, что шаман никогда не покушается на жизнь и, поскольку он представляет собой духовную элиту, он даже обязан выступать против суицида, так как «салгын кут» (душа) и «сүр» (духовное тело человека) самоубийцы после смерти не находят своего должного места, потому что сүр человека дается на определенный срок.
Если духовное тело теряет физическое раньше отмеренного срока, то он остается в среднем мире и его очень часто видят на кладбищах, как сущность, похожую на шаровую молнию. Духовное тело каким-то образом связано с костями. Например, у христиан и мусульман есть понятие «святых мощей». По дорелигиозным верованиям, где лежат кости человека, там и обитает его сүр, но он может и перемещаться, судя по легендам и преданиям.
Если человек не проживает предначертанный ему отрезок времени, убив себя (например, сүр был дан на 80 лет, а он ушел в 20), то этот сүр находится в среднем мире оставшиеся 60 лет.
Люди это чувствуют, как некую сущность. Некоторые невежественные люди его называют абааhы (злой дух), а на самом-то деле это «үөр»8 (духовное тело человека, до назначенного срока потерявшее физическое тело), а үөр имеет импульс, который был присущ сүр человека. Иногда бывают агрессивные сүр, работающие на разрушение, но есть и мирные, которые никого не трогают.
— Говорят, на самоубийство толкает дьявол, злой дух, а вовсе не трусость, как считают некоторые про совершивших суицид. Согласны?
— Конечно. Ведь столько сущностей было внедрено в ребенка. Ребенок не справился.
— Кто были эти двенадцать сущностей? Злые духи?
— Не могу ответить, поскольку есть много разных сущностей. Например, созданные человеком, то есть «иччи»9. Когда человек притрагивается к своей вещи, информация переходит в этот предмет, и он получает совершенно другую информацию — иччи. К примеру, ребенок играет с игрушкой, и через три дня, считается, она обретает иччи. Сущности, созданные человеком, бывают разных импульсов — разрушающие и творческие, добрые и злые.
Как я уже говорила, когда человек умирает раньше времени, то его дух остается. Наши предки его называли үөр. Помимо этого, есть злые духи смерти и болезни, как некая информация, созвучная с информацией микробов, вирусов и так далее, которые заставляют заболевать человека и убивают его. Самые опасные злые духи-абааһы на сегодня — это вирусы, бактерии, грибковые инфекции, которые раньше считались неким духом. Когда человек съедается каким-то вирусом, бактерией, якуты говорят «абааhы сиэтэ» (его съел злой дух). Мы-то сейчас обозначаем их, как сущности, а раньше принимали за дьявола и злого духа. Кроме того, есть еще и хорошие духи — очага, дома, воды и другие.
— Конечно, сейчас поздно задавать такой вопрос, но, может, ваш ответ спасет чью-то жизнь, поскольку, как сказала мама Кюннэй, такие люди будут приходить. Можно было предотвратить такой исход?
— Интервью с матерью Кюннэй меня глубоко затронуло и шокировало, и я для себя сделала вывод. Девочка говорила, что в ней находятся двенадцать духов. В шаманстве человек может иметь духов-помощников, но не в количестве двенадцати. Обычно бывает от одного до трех больших духов-помощников, и то у самого сильного, великого шамана.
Существует такая методика, которую мы чаще называем черной магией, когда в человека вселяется иная сущность. В девочку целых двенадцать штук внедрили! Обычно такое происходит во время развивающих сеансов, курсов и обрядов, во время которых в человека могут попасть посторонние сущности. Да, у нас есть такое...
Существует определенный момент, до которого можно искусственно развиваться. Конечно, человек должен раскрывать то, что заложено генетикой, дано от предков. Нужно развивать эти способности и не разрешать впускать в себя чужую сущность. У нас никто ни о чем не задумывается. Все галопом бегут на эти курсы, сеансы, обряды и создают себе проблемы.
* * *
Однако, по словам профессора, доктора исторических наук Розалии Бравиной, духов-помощников может быть и много.
«Их больше, чем три. Видов шаманских камланий было много и каждый раз обращались к конкретному духу-помощнику. Обряд призыва духов проводился в начале каждого камлания, по окончании совершался обряд роспуска.
Обязательными были как раз три духа: Ийэ Кыыл (мать-зверь), Кэлээни (дух-переводчик) и главный дух. Помимо этого, еще были несколько.
При рассекании тела неофита каждому духу-помощнику должен был достаться кусок от плоти, из которой делали рожны үтэһэ. Из плоти сильного шамана получалось 9 рожен.
Потом кровь разбрызгивали по сторонам света. Там тоже свои духи. Всего было более 200 шаманских дорог. Так что этих духов было много», — рассказала Розалия Иннокентьевна.
* * *
Существует мнение, что «почти все якуты чуточку шаманы и могут лечить людей».
«В Якутии шаманов было много и сейчас в их строю прибывает, — однажды поделилась с нами Варвара Васильева, народный целитель и мастер, родом из села Бярийе Усть-Алданского улуса, потомок настоящей удаганки — современницы самого Василия Манчаары, родственница настоящего лекаря Гурия Турантаева. — Якуты издревле занимались лечением, и почти все немножко одаренные, просто мы все сейчас закрыты и нам надо открыться», — таково было ее мнение.
По информации историков, в дореволюционной Якутии в центральных и вилюйских группах улусов было более 100 настоящих шаманов (которых в советское время репрессировали — отбирали документы). Тогда шаман был в каждом наслеге.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что и вправду все якуты чуточку шаманы...
Может, по этой причине у нас все чаще можно услышать про сеансы «ис туругу арыйыы» (раскрытие способностей), «суолу ыйыы» (указание пути), «өй бааллыбытын сүөрүү» (распутывание мыслей) и так далее. Недавно стало известно и про сеанс «бубнотерапии», на который клиент либо сам должен принести свой дүҥүр, либо шаман производит над ним камлание своим собственным бубном. Первый вариант, по словам экспертов, крайне опасен, так как шаманский бубен нельзя приобретать без «разрешения».
Вроде бы, что плохого в том, чтобы помочь страждущему человеку «указать путь», «развязать ум», «раскрыть тайные силы»?..
По словам Людмилы Егоровой, раскрытием способностей, заложенных генетикой, успешно занималась целительница Сайыына на курсах «Көмулүөк».
«В меру это не опасно, хоть и очень сложно. Но вот курсы современных духовных коучей чреваты...» — подчеркнула в заключение Людмила Ивановна.
Во время написания этого материала происходили необъяснимые вещи...
Автор: Ксения Авера
14.03.2020
Источник: https://sakhaday.ru/news/okazyvaetsya-prishla-udaganka-ili-zagadka-kyunney-kardashevskoy
Инициация шамана (про обряд «эттэнии»)
Шаман («ойуун» на якутском) является посредником между божествами и духами, с помощью которых ойуун помогал людям. Несмотря на почести, участь шамана была трудной и не самой завидной. Избранного на такую роль начинали посещать духи и уговаривать принять свою долю — долю шамана.
Одним из самых важных моментов обращения человека в шамана было кромсание тела, так называемое «эттэнии». Все начиналось с тяжелой болезни претендента, затем во сне к человеку приходили духи, отрезали ему голову, насаживали на кол, разрезали тело на мелкие кусочки и раскладывали их по разным направлениям. По мнению одних исследователей, таким образом духи считали кости претендента, если их не хватало, то человек мог и не стать шаманом. По другой версии, духи жевали эти куски, и они обязательно должны были достаться всем присутствующим.
Советский этнолог-сибировед Андрей Попов в своих трудах также описывал случай кромсания тела наяву. Так, в Верхневилюйском улусе жил мальчик Оросу — хилый и болезненный. Однажды вблизи озера он встретил трех всадников «на конях рыжей масти с белой полосою на морде». Мальчик пытался от них спрятаться, но его поймали, отрезали голову и посадили на кол.
«Несмотря на такое необычное положение, голова, однако, продолжала видеть и слышать. Оставшееся тело всадники разрубили на части и стали откладывать в сторону (...) каждый раз говоря, что это предназначается такому-то духу. Когда таким образом все кусочки были распределены, люди сказали, что не хватило духу болезни расслабления. Затем все кусочки соединили воедино, сняли голову и присадили к туловищу. Оросо стал таким же, как был прежде», — пишет этнолог.
Болезни преследовали и после кромсания. Так, шаман Спиридон Герасимов довольно детально рассказал Попову каждый этап своей инициации. Согласно его истории, ему постоянно что-то мерещилось, от страданий он «рвал зубами свое тело», но не смог решиться покончить с собой и болел три года.
«Когда я просыпался, вздувало живот, ломило кости, и я целыми днями не находил себе покоя от невыносимых страданий. Начал безо всякой цели уходить в разные стороны. Домашние разыскивали и находили меня дня через три или четыре лежащим без памяти. Приходя в себя, я вспоминал, что ходил на четвереньках, подражая волкам и медведям, выкапывал из земли червей, ловил гадов: ящериц, мышей — и съедал их». По его словам, он отказывался становиться шаманом, но на третий год он все же взял в руки бубен и колотушку. «С тех пор я перестал болеть», — рассказал Герасимов.
ㅤ
Автор: Айсен Протодьяконов
19.09.2019
Источник: yakutiamedia.ru
- 1Удаганка (як. удаҕан) — шаманка, колдунья.
- 2Кутуруксут — уст. помощник шамана при камлании.
- 3Хомус — якутский варган.
- 4Тойук — песня-импровизация; специфическими разновидностями тойука являются шаманские напевы и протяжное пение при начальном этапе ритуального хоровода — осуокая.
- 5Алгыс — обряд благословения, очищения.
- 6*Признан экстремистской организацией и запрещён на территории РФ.
- 7Абаасы (як. абааhы) — миф., фольк. злой дух, злое начало; все вредное и враждебное человеку.
- 8Ёр (як. үөр) — миф. злой дух; неупокоенная душа покойника.
- 9Иччи — уст. домовой; сущность; дух места.