Два года назад на лондонском аукционе за 245 тысяч фунтов стерлингов была продана большая напольная ваза китайского фарфора XVII века. На ней изображен странный для такого предмета рисунок: обросший дикарь в деревянных колодках арестанта на ногах, в национальном шотландском головном уборе и килте. Рядом с ним лежит окровавленный меч, вид у бедолаги жалкий. Под рисунком стоит подпись, сделанная золотом: «Ошибка Соуни».
Чем же так отличился шотландец Соуни, что его изображали даже на уникальных произведениях искусства?
Увы, помимо виски, Шотландия подарила миру одного из самых кровожадных душегубов в мире...
Александер Соуни Бин получил воспитание, нашел свое призвание и создал свой зловещий семейный синдикат в XVI веке в Шотландии во время правления короля Джемса VI. Соуни родился в бедной, но честной и трудолюбивой семье, которая проживала недалеко от Эдинбурга на берегах залива Ферт-оф-Форт. Его отец не чурался работы дровосека, землекопа и строительного рабочего. Отец брал с собой на заработки и Соуни, но тому был не по душе тяжелый и неблагодарный труд. Соуни минуло пятнадцать лет, и у него была подружка, с которой парень предавался любовным утехам. Однажды парочка отправилась на реку Клайд, и в месте ее впадения в море обнаружила в скале пещеру. Молодые люди решили, что наконец-то нашли себе гнездышко. Их медовый месяц затянулся на годы, и в молодой семье стали регулярно рождаться детишки. Но любопытно другое: семья нигде не работала, а мясо в доме, то есть в пещере, не переводилось ни зимой, ни летом.
Как же Соуни Бину удалось содержать семейство, не прилагая особых усилий? Банальный разбой. Бины подкарауливали на лесной дороге припозднившегося путника и нападали на последнего с ножом, мечом или дубиной. Однако богачи имели обыкновение путешествовать в сопровождении охраны, а потому Соуни не брезговал бедняками, беременными женщинами, детьми и даже слепцами. Жертвы обеспечивали семейство деньгами, одеждой и... мясом. Супруги Бины и их отпрыски питались исключительно человечиной!
Долгое время жители окрестных селений даже не подозревали, что у них под боком орудует семейный клан каннибалов. Бины не знали жалости. Смерть настигала каждого, кто в одиночку забредал в их владения.
Однако вскоре Соуни вынужден был прервать «райскую» жизнь и начать выбрасывать в море кости и черепа, которые уже переполняли чрево пещеры. Однако штормы и приливы выбрасывали останки на побережье. Страшные находки вызвали панику среди населения. Люди стали припоминать, что именно в этих краях пропадали их родственники, соседи и знакомые. Впоследствии выяснилось, что, несмотря на многочисленность семейки Соуни, об их существовании почти никто не знал. Людоеды выползали из берлоги на промысел либо ранним утром, либо ночью. Запасы продовольствия пополнялись в городе Баллантри, куда ходила только подруга Соуни, не вызывавшая подозрений. К тому же о существовании пещеры никто не догадывался.
Власти провели несколько поисковых рейдов по местности, но не обнаружили даже намека на лагерь бандитов. Правда, море продолжало выбрасывать на берег человеческие останки. Под подозрение попало несколько хозяев местных трактиров и гостиниц. Около десятка из них были ошибочно обвинены в убийстве и казнены только потому, что очередного исчезнувшего человека последний раз видели именно в их заведении. Короче, власти не дремали и изображали бурную деятельность, что только усиливало панику и привело к закрытию всех гостиниц и постоялых дворов в округе. А люди все пропадали год за годом, десятилетие за десятилетием. Плодовитая подруга Соуни рожала и рожала детей, которых вскармливала материнским молоком и теплой человеческой кровью. Скоро и у детей каннибалов стало появляться потомство. Отпрыски росли в пещере и выбирались по ночам из своего логова на охоту за людьми. Дочери Соуни рожали ему внуков в возрасте 11-13 лет от его же сыновей, обрекая на страшную смерть очередные невинные жертвы, которым предстояло утолить их голод. Количество ртов быстро увеличивалось, возрастала и потребность в мясе. И конца этому не было видно. Но однажды благоденствие каннибалов пришло к закономерному концу.
Как-то ночью Бины напали на супружескую пару, возвращавшуюся с ярмарки верхом на лошадях. Ночной спутник оказался храбрым воином. Он дал настоящий бой ораве Бинов. Правда, людоедки сумели стащить его супругу с коня, тут же перерезали молодой женщине горло, вспороли живот и, как впоследствии сами рассказывали, стали пить ее кровь. Эта сцена только приумножила силы и ярость мужа: он как лев дрался с четверкой выродков. Силы были не равны, но мужчина держался.
Этот ночной рейд Бинов и стал их роковой ошибкой. Одичавший Соуни забыл, что крестьяне, опасаясь разбойников, всегда ездили на ярмарку и обратно группами. Вскоре на месте недавнего боя появился крестьянский обоз. Бины убежали в лес. Но двое из них остались там навсегда. Всем стало ясно, что людоедами, терроризировавшими местное население более 25 лет (!), были дикари, которых надо искать в лесу. Об этом говорил внешний вид двух убитых Бинов, которые больше походили на зверей, чем на людей.
Об инциденте доложили в магистрат Глазго и королю. Он вскоре прибыл в местную крепость в сопровождении 400 конников и своры собак-ищеек. Поиски продолжались почти два месяца. Когда вооруженные люди случайно наткнулись на пещеру в скале, то сначала не стали туда заходить. Уж слишком близко она находилась от воды и явно затоплялась во время приливов, что делало ее непригодной для жилья. Но туда рвались собаки, и их запустили в эту каменную берлогу. Через несколько минут внутри пещеры поднялся страшный лай, и все поняли, что это и есть логово кровопийц. Солдаты с факелами, вошедшие в убежище людоедов, обнаружили, что пещера имеет несколько лабиринтов, один из которых углубляется в горы более чем на полтора километра.
Чем дальше солдаты проходили в пещеру, тем больше они убеждались в том, что нашли то, что искали. Повсюду были разбросаны кости и черепа. В одном из коридоров обнаружили длинный ряд свисавших из-под потолка на манер свиных окороков человеческих рук и ног. В самодельных чанах мариновалось мясо. С такими запасами Бины могли не покидать своего убежища и год, и два. Там же нашли кучу ножей, мечей, пистолетов, одежду и обувь, золото и серебро. Похоже, что последнее Бинов мало интересовало.
Людоеды сдались без сопротивления, испугавшись собак и солдат, которых раньше никогда не видели. Их вели к тюрьме в Толбуте без спешки через многочисленные селения и город Баллантри, где люди плевали им в лица и бросали в них камни.
В казематы крепости привели Соуни, его жену, восемь сыновей, шесть дочерей, восемнадцать внуков и четырнадцать внучек.
Соуни Бин и его отпрыски за четверть века сожрали около трех тысяч человек.
Следствия и суда не было. Бинов казнили на следующее же утро. Взрослым мужчинам отрубили руки и ноги и оставили умирать в страшных муках. Женщин и детей сожгли на костре. А в это время вокруг пел и веселился народ, как будто это была не казнь, а праздник.
Автор: Роман Алеев, журнал «НЛО» №32, август 2001
Немного реализма
Независимо от того, является ли история Соуни Бина истиной или нет, легенда о нём стала частью британского фольклора. Историками достоверность этой истории ставится под большое сомнение, особенно с учётом отсутствия надёжных письменных источников, о чём писал британский исследователь Шон Томас в своей статье 2005 года о Соуни Бине. По его мнению, о событиях такого масштаба (как массовых исчезновениях, так и о факте раскрытия убийств), совершаемых на протяжении столь долгого времени, в которые, если верить легенде, оказался вовлечён даже король, должны были остаться по крайней мере какие-то сообщения в исторических документах вроде дневников или уже существовавших газет, однако они до сих пор не обнаружены. Томас также отметил, что в различных вариантах легенды есть большое количество несоответствий, в первую очередь относительно того, какой именно король участвовал в предполагаемом рейде и когда именно жила предполагаемая семья каннибалов. В качестве устроившего охоту короля иногда выступает именно Яков VI, но в других вариантах легенды говорится, что Бин жил на столетия раньше. Томас также подвергает сомнению тот факт, что столь большая группа людей могла успешно скрываться в течение столь долгого времени, а также что столь массовые исчезновения людей не привели к полноценному расследованию раньше. Хотя последний момент частично объясняет сама легенда, где говорится, что люди не могли добраться до пещеры, а когда добрались, то признали её непригодной для жизни. В некоторых вариантах легенды отдельно отмечается труднодоступность пещеры в те времена.
Существует также версия, что легенда, возможно, является результатом английской антишотландской политической пропаганды после якобитских восстаний в начале XVIII века и, соответственно, появилась только тогда. С этой точкой зрения, однако, не согласен Шон Томас, который считает, что если бы эта история действительно была антишотландской пропагандой, то она не печаталась бы в каталоге преимущественно английских преступников, где на неё с меньшей вероятностью обратили бы особое внимание.
Известно, однако, что в ходе эпидемий в этом районе имели место отдельные акты каннибализма. Графство Эршир «славится» своим мрачным фольклором, в котором есть ещё несколько историй, похожих на легенду о клане Бина, но записанных в более ранние времена. Возможно, эта легенда действительно основана на реальных событиях, которые со временем обросли фантастическими деталями и были сильно изменены, в результате чего число предполагаемых жертв убийц в легенде превысило тысячу.