Война окончена. Пора домой. Двоякие ощущения давят голову и сердце молоденького десантника Виктора. С одной стороны баррикад ликуют память о родимом доме, милое девичье лицо будущей жены и осознание того, что долгий кошмар остался позади. Но с другой стороны, словно отвратительные чёрные цветы, буйным цветом распускались скверные воспоминания о крови, смерти и боли, боли в теле и душе. Самое страшное из всех этих воспоминаний не могло быть стёрто из памяти никогда: во время чудовищной бойни разорвавшийся снаряд оторвал Виктору левую руку почти до самого плеча, а её жалкий огрызок потом ампутировал доктор, от которого разило свежевыпитым медицинским спиртом.
Борясь с воспоминаниями об этой утрате, Виктор вошёл в купе последнего вагона. Он был удивлён тем, что нашёл внутри. На столике лежала прекрасная скрипка со странными золотистыми струнами, сверкающим корпусом и, что самое главное, она словно просилась в руки. Смычок лежал рядом.
Но чья она? Поезд стоял на конечной станции и готовился уйти с неё к другой такой же, а до этого проводники должны были убрать купе для новых пассажиров. Кроме того, хозяин наверняка должен был спрятать её в футляр.
Виктор сел на полку и задумался. До отправления поезда в купе больше никто не заходил. А когда поезд уже набирал ход, в голове Виктора (он готов был поклясться, что это было не наяву, а только в его подсознании) прозвучал тонкий нежный голосок: «Я - твоя душа! Возьми меня в руки!». Виктор поднял скрипку и приставил её к подбородку — в детстве он видел, как играют на скрипке. Но сознание моментально прояснилось, когда он понял, что ему нечем держать смычок. Тогда Виктор положил скрипку обратно, взял смычок и попытался скользнуть им по струнам — получился жутковатый и тревожный звук, далёкий даже от подобия музыки. Виктор отодвинулся от скрипки, готовый плакать от бессилия. Даже будучи голубым беретом, он понимал, что не всё в его власти — даже, быть может, собственная душа...
До следующей станции было ещё далеко, когда в купе вошёл второй пассажир. Это был человек средних лет в приличном костюме с искрой, в шляпе с ямочкой и с каким-то нехорошим блеском в сизых глазах. В руке пришелец нёс скрипичный футляр.
— Ну, наконец-то! — сказал он. — Я обегал весь поезд в поисках своей скрипки, а она у вас!
— Это — ваша? — с некоторым недоверием переспросил Виктор.
В этот момент в его голове, как и некоторое время назад, тонко, словно высокая скрипичная нота, прозвенел голосок, звучавший на этот раз почти истерично: «НЕТ! НЕТ! НЕТ!».
— Уж простите, — улыбался незнакомец (надо сказать, улыбка была как будто несколько фальшивой), — уж простите, что потревожил, но я вернулся за своей пропажей и хотел бы уйти с ней.
С этими словами он распахнул пустой футляр.
— А почему тогда вы оставили скрипку на столе, а футляр забрали?
— Я играл для попутчиков, а потом забыл уложить её в спешке.
— А где ваши вещи?
— На платформе оставил.
— А как вы вошли в поезд на ходу?
— Я вернулся за скрипкой и пока искал её, поезд тронулся...
Этот тип лгал всё хуже и хуже, но словно и не стыдился собственного вранья! И Виктору вдруг захотелось поймать его на этом:
— А если я вам скажу, что это моя скрипка?
— Ты лжёшь, — всё ещё спокойно, но с долей злобы, проговорил пришелец, — ты не можешь играть на ней!
— А мне до фени, — ответил Виктор,грубея от осознания первой победы, — ты брешешь мне, я тебе — мы квиты!
В воздухе застыла пауза.
— Ну, и ладно! — процедил сквозь зубы двуличный обладатель футляра, — допустим, твоя это скрипка. Но я не уйду без неё.
— Это как же? Я ведь и одной рукой врезать могу так, что будь здоров!
— Нет, драться мы не будем. Лучше в дурака сыграем. Проиграешь — скрипка моя!
И он выудил из внутреннего кармана истрёпанную колоду.
Виктор не очень хотел играть в карты с кем попало, тем более чужой колодой. Но он ощущал какую-то силу, поворачивающую его мысли и желания не в ту сторону. Это было так же противоестественно, как если бы ураганный ветер повернул течение реки вспять. Но так было! Он не мог воспротивиться этой силе...
— Ладно, сыграем.
Незнакомец раздал карты, выбрал козырь и предложил первый ход противнику. Во время игры он возобновил беседу:
— Что будешь делать дома?
— Я найду чем заняться. Пойду на работу...
— Это вряд ли: ведь у тебя одна рука. С ней ты можешь только деньги на вокзале клянчить. А там, где таких берут работать, денег и на краюху хлеба не хватит.
Помолчали, взяли карт из колоды.
— Ты женат? — снова спросил незнакомец.
— Пока нет. Но меня ждёт невеста...
— Забудь о ней! Она давно не ждёт тебя. Она замужем за тем, кто всё это время был рядом с ней. И у него две руки.
— Да заткнись ты, чмо долбаное! — взбесился Виктор, — только и разговору, что о моей руке! Чего ты к ней прицепился?
— Потому что с одной рукой ты — никто. А я могу вернуть тебе вторую.
— Да иди ты в пень! И руку себе в одно место засунь!
И вдруг в глазах Виктора помутнело, и он завалился лицом на столик, теряя сознание. Во тьме над его головой прогремело:
— Прости, но ты в дураках...
* * *
Виктора разбудил проводник. Поезд прибыл на конечную станцию — до неё было трое суток езды, и Виктор не мог понять, как он ухитрился проспать столько времени. Гадкого пришельца в купе уже не было — видимо, сошёл раньше. Рядом лежала скрипка, а вместо потерянной левой руки была какая-то механическая, сделанная из чего-то, похожего на помесь металла, пластика и стекла. Виктор попробовал пошевелить пальцами и согнуть руку в локте и чуть не подпрыгнул от счастья: рука двигалась, словно была такой с самого его рождения.
Подхватив скрипку и вещмешок, он вышел на пустую платформу. Тут же он, ликуя и приплясывая, заиграл на скрипке. У него это получалось, словно у заправского скрипача — отчасти потому что у него теперь было две руки.
Он не заметил, что на платформе пусто: попутчик не лгал, потому что он сам разрушил реальность попавшего в его тенета парня. Не заметил он также, что струны скрипки больше не золотились, а голосок в голове не звучал — это была другая скрипка. Та оказалась в крепко запертом футляре незнакомца. А того, что теперь, прыгая со скрипкой на перроне, он всего лишь бьётся в агонии, полной безумия, и умрёт уже в ближайшие часы, он просто не мог знать...
* * *
Примечание от автора: данная история написана по мотивам одноимённого советского мультфильма, вышедшего в 1990 году.