Это игровая история. Если вы незнакомы с игрой Mafia, участвующей в её сюжете, то рискуете ничего не понять.
Когда-то я был фанатом первой Мафии. Это одна из первых серьёзных игр, которую я прошёл. На меня-ребёнка она оказала просто невероятное влияние, и до сих пор я помню, как, запустив игру первый раз, я расплакался, услышав музыку в главном меню, – так она меня поразила. Времени прошло уже до жути, но первая Мафия осталась одной из моих любимых игр, и пусть сейчас Даниэль Вавра, её главный дизайнер и сценарист, известен уже по другому своему проекту, но для меня он всегда будет оставаться Тем Чуваком, Который Сделал Мафию.
Само собой, сейчас мне уже за тридцать, и мой фанатский пыл уже поутих. Да и в игры я почти не играю: работа, весь этот бытовой головняк… но на фанатских форумах я посиживаю до сих пор, ведь там прошла огромная часть моего детства. Хотя новых тем создаётся мало, ведь игра уже старая, в основном люди заходят туда пообщаться просто так.
И вот недавно, снова зайдя на любимый форум, я удивился, увидев новую тему, созданную в разделе для обсуждения самой игры. Какой-то парень с ником Corleone4345 (да-да, никакой фантазии) задавался вопросом, как ему открыть разделы «Слишком много» и «Слишком мало» в его версии игры. Конечно же, все восприняли это как какой-то странный рофл. Времена, когда можно было разводить народ россказнями о «мотоцикле, который откроется, если три раза присесть в баре Сальери, а потом за минуту доехать до бара Морелло и оббежать его кругом два раза!» или о чит-коде на лодку, давно уже прошли, но Corleone4345 упорствовал, говорил, что мы просто ничего не знаем, и в Mafia есть эти два загадочных режима – «Слишком много» и «Слишком мало», – но в конце концов в тему пришёл модератор и выдал ему тайм-аут на сутки.
Казалось бы, тем всё и кончилось. Но уже на следующий день я очень удивился, увидев в теме Corleone4345 новое сообщение. Чувак снова задал вопрос про «Слишком много» и «Слишком мало», прикрепив к своему посту скрин с ответом Даниэля Вавры в твиттере! В ответ на вопрос о том, как открыть эти режимы, Вавра ответил: «Лол. Я не думал, что эти версии игры у кого-то есть. Мы отказались от этой идеи, и партия дисков никуда не ушла… откуда у вас этот диск?» И хотя казалось, что это очевидный фейк, но нет. Это сообщение действительно было в твиттере Вавры!
Где-то тут народ уже перестал издеваться над новеньким, и дальше – больше: ведь тот выложил скрины с главным меню игры, где, ко всему прочему, прямо под «Большой прогулкой» располагались две «серых», неактивных надписи: «Слишком много» и «Слишком мало». И хотя это всё ещё напоминало фейк, но тут уже достоверность скриншота подтвердил один из завсегдатаев форума, задавший вопрос лично Вавре. Все мы знали, что Mafia релизнули, не доделав очень многое из задуманного, но никто не знал, насколько много из игры пришлось вырезать! В том числе два этих режима: «Слишком много» и «Слишком мало». По словам Вавры, эти два режима более полно раскрывали тему концовки (все мы помним слова про «Главное – это баланс, если ты хочешь слишком много – рискуешь всё потерять, но если хочешь слишком мало – не получишь ничего»), показывая альтернативное развитие сюжета игры в те моменты, когда Томми захотел бы от своей жизни «слишком много» или «слишком мало». Но из-за проблем с оптимизацией и тем, что выглядело это откровенно несуразно, от данной идеи отказались, хотя пробную партию дисков с версией игры, содержавшей два этих режима, всё-таки выпустили. Но как их открыть? Вавра не ответил.
Тема просто взорвалась! Ещё бы: оказывается, в нашей любимой игре есть что-то потаённое и неизведанное, то, что может нас удивить! Конечно, мы сразу же попросили Corleone4345 сделать виртуальный образ его диска и выложить его на форум. Меня натуральным образом лихорадило, пока игра скачивалась. Я поставил её устанавливаться и ушёл на работу, и тот день мне казался гораздо более долгим, чем всегда – ведь дома меня ждала любимая игра, которую мне предстояло узнать заново! Я влетел домой, разделся, запил чаем пару бутербродов и сразу же уселся за компьютер. Вот оно.
Corleone4345 не обманул. И в самом деле, два режима. «Слишком много» и «Слишком мало». Неактивные. Я решил попробовать скопировать имеющийся у меня набор сейвов с пройденной обычной Mafia, но, разумеется, это не помогло. Проходить пришлось по-честному. Конечно, для опытного игрока пробежать Mafia, используя стратегии из спидранов, не составляет особого труда, даже несмотря на то, что та самая знаменитая гонка в этой версии была на максимальном уровне сложности, сразу видно: версия оказалась непропатченной!
Мне понадобилось для прохождения всего часа три. Вот Сэм снова падает на пол галереи и его кровь каплет на деньги, вот Томас Анджело снова получает заряд дроби из лупары и говорит о том, что в жизни важен баланс. Но два загадочных режима всё ещё оставались неактивными. Я аккуратно прошёл на кухню за чашкой чая и вернулся назад. Что ещё можно было сделать? Основная игра пройдена. А может быть, нужно открыть все прототипные машины?
Это тоже оказалось делом несложным. Но нет, даже после этого два режима остались неактивны. Я уже успел зайти на форум, но никто не продвинулся дальше, чем я. Сам Вавра, которого засыпали вопросами по теме, хранил молчание, не отвечая никому, а Corleone4345 так вообще куда-то пропал.
Время приближалось к полуночи. В приоткрытое окно мягко светила луна. Я запускал то одну, то другую миссию, пытаясь найти хоть что-то, что натолкнёт меня на нужные мысли. А может быть, попробовать чит с дверями в обучении и большой прогулке? Нет, не помогло. Но где-то тут меня осенило. «Слишком много» и «Слишком мало», конечно же! Если «слишком много» — это что-то, связанное с жизнью бандита, то «слишком мало», соответственно, наоборот!
И я сразу же открыл самую первую миссию, в которой Томас увозит двух бандитов от преследующей их машины. В самой миссии не было ничего особенного, и задание «Бегущий человек» осталось точно таким же, но по его окончанию, вместо секвенции, где нужно убегать в бар «Сальери», я увидел лишь стандартную плашку окончания миссии и выхода в главное меню. Вот оно! Моё сердце забилось, я вышел в меню и увидел, что да, режим «Слишком мало» стал доступен. Как же я волновался, запуская его! То, что это что-то недоделанное, стало видно сразу: не было какого-то особенного экрана загрузки, не было даже названия режима, игра просто началась. Томми в своей стандартной одежде таксиста стоял перед своей таксистской же машиной. Стоило сесть в неё, и на карте сразу же появился крестик, обозначающий пассажира. Я подобрал его – появился крест, указывающий, куда нужно было его доставить. И так раз за разом. Не было ничего особенного, лишь только эта монотонная доставка пассажиров. В конце концов это меня достало и я вышел в меню.
Меня это улыбнуло. В самом деле, если бы Томми хотел от жизни слишком мало, то так всю жизнь и проработал бы таксистом! Узнаю Вавру – идея действительно была остроумной, но, видимо, ничего, кроме такой простой реализации, выдумать он не смог или не успел реализовать. Я принялся раздумывать над «Слишком много». Зацепка у меня была. Если «слишком мало» — жизнь мирного человека, то «слишком много» — жизнь бандита. Очевидно, открываться эти режимы должны там, где у главного героя и произошёл момент выбора, переломный момент. Но где же главный герой отказался от жизни полноценного бандита? Тут уже просто так угадать было невозможно. И я решил попросту пройти игру заново. Конечно, если бы нужная мне миссия оказалась в конце, это бы меня расстроило, но времени у меня была вся ночь, впереди – выходной, так что я мог себе это позволить.
Мне не понадобилось играть слишком долго. Пройдя миссию «Проститутка», я увидел уже знакомую мне катсцену, в которой Томми находит девушку, которую ему нужно убить, и понимает, что это – подруга Сары, его будущей жены. Я ожидал, что всё пойдёт как обычно – мягкосердечный Томми отпустит подругу Сары и миссия продолжится… но нет. Катсцена была совсем другой. Персонажи в ней двигались странно, будто их анимация сбоила. Их лица же подёргивались – видимо из-за недоделанности сцены до конца. Девушка, увидев Томми с пистолетом, вжалась в ванную, а сам Томас подошёл к ней ближе и приставил ствол к её голове.
Девушка не успел ничего сказать, Томми выстрелил, и звук этот, единственный имеющийся в этом ролике, заставил меня вздрогнуть. Так вот оно. Вот он, тот перелом, который изменил бы главного героя. Дальше мне не понадобилось даже завершать миссию до конца, потому что появилось окно выхода в главное меню. И, конечно же, режим «Слишком много» оказался открыт.
Снова экран загрузки без надписей и картинок, снова начало задания. Томми в баре (но не в баре Сальери), возле него столик с кучей бутылок и пустых стаканов, а рядом с ним женщина, которая машет руками и, очевидно, кричит, но озвучания криков нет. Кто эта женщина? Сара? Чего от меня хотят? Я походил по абсолютно пустому бару туда и сюда, но выйти из него не смог. Так что мне осталось лишь одно: я ударил эту женщину, и та упала замертво от одного удара. Возле ее головы медленно расплылась лужа крови. Томми посмотрел на женщину, присел возле неё, а после, поднявшись, подошёл к столу и протянул руку к бутылке. Началась загрузка. Казалось бы, в этом не было ничего особенного, но то, что всё это происходило в полнейшей тишине (озвучены оказались лишь звуки ударов и падения женского тела), меня не сказать, чтобы напугало… очень, очень удивило. После убийства женщины Томми запил, Сара пришла за ним, а он её избил? Перелом вполне в духе Вавры. Если персонаж пришёл к этому уже так скоро, то что же будет дальше?
Миссия загрузилась. Я сразу узнал локацию – аэропорт, в котором мы пытаемся добраться до Фрэнка, консильери дона Сальери, переметнувшегося на сторону полиции. В оригинале, догнав его, мы просто забираем все нужные документы и отпускаем Фрэнка с миром. Но здесь же, зачистив локацию, я опешил, увидев в очень корявой катсцене, как Томми приводит к Фрэнку его жену и ребёнка, держа их на мушке. Персонажи говорили и активно жестикулировали, но не было ни озвучки, ни даже субтитров; мне же, впрочем, и так хватало, чтобы всё понять. Очевидно, Томми спрашивал у Фрэнка, где документы, а тот просил пощадить его жену и детей. Судя по его виду, Томми был непреклонен. Фрэнк повесил голову, Томми кивнул и улыбнулся, что с этой странной, поломанной, корявой анимацией выглядело как оскал. Прозвучали выстрелы – единственное, что имело озвучку в этом режиме. Жена и дочь Фрэнка упали на землю, изрешечённые пулями. Фрэнк, прикованный к столбу наручниками, задёргался, но Томми, всё так же ухмыляясь, палил в трупы его жены и ребёнка не останавливаясь, а после, достав из-за полы пиджака пистолет, прикончил Фрэнка. Чёрный экран. Загрузка.
Ого! Я утёр пот со лба. Вот это да! Я, конечно, ожидал чего-то такого, особенно после предыдущей секвенции с Сарой, но чтобы настолько… А Томми-то превратился в палача. Конечно, он и в обычном сюжетом режиме выкашивает сотни врагов за раз, но там это можно понять, здесь же – что-то совсем уже невероятное. И это оказалось ещё не всё. Потому что, когда загрузка закончилась, я увидел Томми стоящим в тёмном подвале. Томми выглядел иначе, чем обычно: в его шевелюре прибавилось седых волос, одет он был в белый плащ. Кроме всего прочего, в руках он держал окровавленную биту. На коленях перед Томми, избитые, стояли два его лучших друга-мафиози Поли и Сэм. Без верхней одежды, полуголые, в одних только рубашках, они корчились перед ним, а Томми, просто держа в руках свою биту, что-то говорил – его лицо двигалось, – но что? Всё правильно. Миссию было не пройти, не избив своих друзей до смерти. За что Томас убил их? По приказу Сальери, это очевидно, – но за какой проступок? В этой миссии звуков было гораздо больше, чем в остальных, причём звуки были такие, которые совершенно не встречались в оригинальном сюжете. Это оказалось невероятно тяжело. Да, я знал, что Сэм должен был убить Тома, но в его случае это было бы равное противостояние, здесь же он валялся уже избитый и обессиленный. Что же до Поли – его-то за что?! У меня по спине пробежали мурашки, когда я понял, что от меня требуется. Нет, нет-нет, я исходил весь этот подвальчик, тыкнулся в каждый угол, и минуты две долбил кнопку «Использовать» возле двери, пытаясь выйти. Это оказалось невозможно. Видимо, здесь игроку выбор не давался. С чувством огромной жалости, буквально через силу, я зажал кнопку удара, замахиваясь битой, и подошёл к Сэму…
Треск ломающихся костей, какой-то тошнотворный хруст, тяжёлое дыхание, мычанье и хныканье, – всё звучало как-то серо и тускло, но именно так, как оно могло бы звучать в реальности. В конце Томми, встав над уже недвижимыми Поли и Сэмом, с особой жестокостью пробил черепа каждому из них битой. От чавкающего звука и странного хрипа меня чуть не вырвало. А дальше было лишь больше – миссия за миссией, задание за заданием Томми убивал и убивал, и с каждым разом всё больше становилось этих ужасно реалистичных звуков. К определённому моменту сами задания, казалось, перестали иметь какой-то смысл. Если раньше сюжет каждой подобной истории можно было проследить, то теперь Томми убивал ради того, чтобы убивать, и каждый раз звук, хрипы, стоны… и я знал, я точно знал, что эта озвучка не использовалась в основной игре. Откуда же она тут?
Уже совсем старый, обрюзгший Томас Анджело скрывался от полицейской погони. Здесь создавалось впечатление, что миссия особенно недоделана, потому что происходила она в загородной зоне, а все модели машин – и полицейские и машина Томаса – были заменены на Bolt Thrower, красный маслкар. Видимо, планировалось вставить модели автомобилей шестидесятых годов… Так или иначе, доехав до мотеля Кларка, Томас Анджело покинул машину. Тут стало видно, что он в одной рубашке, семейных трусах и туфлях, с револьвером в руке. Томас ворвался в мотель, почему-то пустой, и схватил девочку, оказавшуюся там. Он прижал к её виску ствол. В отель вошли полицейские. Они наставили пистолеты на Томаса. Тот осмотрелся. Лицо его, страшно искажённое, было, похоже, не смоделированно, – кто-то просто подставил фотографию реального человека вместо лица. Из-за этого казалось, что Томас смотрит затравленно, особенно злобно.
Полицейские затрясли пистолетами. Томас посмотрел в одну сторону, потом в другую. А после выстрелил в девочку и поднёс пистолет к виску, но полицейские кинулись на него и подмяли под себя. Всё это можно было бы списать на своеобразную подачу, на попытку шокировать игрока ужасом реальной жизни бандита, если бы не то, что было дальше. Я подпрыгнул на месте от множества звуков, взорвавших мои наушники – вместо обычной катсцены на экране проигрывалось видео! Какая-то архивная съёмка: человек на странном стуле, опутанный проводами, с каким-то железным устройством на голове, несколько полицейских. У меня похолодело внутри: я догадался, что случится. Один из полицейских дёрнул рычаг на стене. Свет в кадре моргнул. Человек на стуле, удивительно похожий на Томми Анджело из последнего задания, старый, неухоженный, глухо замычал, задёргался. Я смотрел и не мог отвести взгляда. Человек на стуле рвался из стороны в сторону, связанный ремнями. Его штаны промокли, а от тела пошёл кверху парок. Полицейский опустил рычаг вниз, но тут же прозвучал суровый окрик, и тому снова пришлось включить электричество. Человек на стуле задёргался и замычал ещё сильнее. Кожа под теми местами, где к его коже примыкали электроды, начала трескаться и обугливаться. Экран погас и началась новая загрузка…
Будет что-то ещё?! Мои пальцы сами нащупали Alt и F4 на клавиатуре. Я отключил игру и долго приходил в себя. Что это было вообще? К чему это всё? Я понимал желание Вавры показать всю неприглядную изнанку бандитской жизни, но… настолько? Конечно, мне захотелось обсудить это всё, и я сразу зашёл на форум, но тема, созданная Corleone4345, уже была удалена по жалобе правообладателя, сам же пользователь был забанен по этой же причине. Возможно, стоило бы попытаться найти этого человека, но тогда меня интересовало другое.
Я создал тему, где рассказал обо всём, что увидел, так подробно, как только мог. Мало кто мне поверил. Странно, ведь они тоже скачали игру! Но, как оказалось, никто не смог активировать два этих загадочных режима вплоть до удаления темы, и, в конце концов, их сочли просто-напросто нерабочими, не вырезанными из финальной версии игры кусками главного меню. Мне было откровенно неуютно возвращаться в игру, но я захотел показать людям, что они неправы. И, конечно, зайти в игру мне не удалось. Ведь если бы мне удалось, я бы это всё не писал, так ведь? Каждый раз, как я запускал эту странную версию Mafia, игра вылетала ещё на этапе загрузки главного меню. Переустановка с образа не дала ничего, и в дальнейшем, даже пытаясь установить игру на другой компьютер, я сталкивался с тем же самым.
Так что же это было-то? С момента этих событий прошёл не один год, даже Вавра уже успел доделать свой Kingdom Come: Deliverance (о котором в то время хорошо если только пара статей в игровых журналах была), и теперь, как я уже говорил, людям он известен далеко не по первой Mafia. Да блин, даже те записи в твиттере его уже давно удалены! Даже мне самому порой кажется, что всё это – плод моего воображения, или просто сон, ведь кому иногда не снятся любимые игры? Но потом я захожу на хард, оставшийся от старого компьютера, и вижу там этот скачанный давным-давно образ. Перекидываю его к себе, устанавливаю свою когда-то любимую игру и прохожу её опять. Вот только два загадочных пункта в меню, «Слишком много» и «Слишком мало», так и остаются неактивными.
Пожалуй, меня это всё-таки радует. Но порой я ловлю себя на том, что мне хочется снова перепройти тот, второй пункт. «Слишком много». Ведь после того, как Томаса Анджело казнили на электрическом стуле, должно было загрузиться что-то ещё. Что же? Его похороны? Или, может… что-то другое? Ведь вряд ли бандит попал бы в Рай. Значит… Ад? Или что-то более страшное? Это меня пугает. Но узнать с каждым разом хочется всё сильнее.