У всех, кто слышит про этот город, в памяти всегда всплывают такие названия как Дерибасовская, Оперный театр, Привоз, Ланжерон…
Одесса…
Многие сразу вспоминают: одесскую рэчь, шаланды полные кефали, сериалы на тему бандитских похождений Мишки Япончика, и море, на котором стоит этот город – жемчужина. Но пока сам тут не побываешь, в полной мере оценить всю красоту не получится…
Я за свои сорок с лишним побывал в разных странах, в разных городах. Повидал многое в этом мире, но когда оказался здесь, сразу понял – тут я и брошу якорь навсегда…
Одесса всегда рада гостям.
На улицах летом всегда полно приезжих туристов, уличных музыкантов. Этот город никогда не спит, и даже по ночам живет своей жизнью. Человека выросшего в глубинке все это притягивает как магнит.
Есть особый шарм, прогуливаться по вечерней Одессе, при свете фонарей, так сказать, вдоль и поперек по истории…
Здесь очень много красивых исторических зданий и памятников архитектуры еще с 18-го века… Театры, гостиницы, доходные дома.
Так теперь уже не строят.
На улицах допоздна, а то и до утра работают кофейни. На Приморском бульваре около Потемкинской лестницы всегда стоят «башмачки» — легковые фургоны с кофе-машинами. Если ветерок с моря слишком свежий, всегда можно согреться чашечкой крепкого «американо».
К сожалению, многие исторические объекты в Одессе, которым более ста лет, находятся в очень плачевном состоянии. Совсем как люди, которые под тяжестью своих лет уже все меньше и меньше становятся интересны более молодому поколению…
Время идет и эти старинные, но очень красивые здания приходят все в больший упадок. Они рушатся, зарастают кустарниками и деревьями. Некоторые облюбовали себе под времянки бомжи, которых, как и в любом городе, всегда хватает, и мусор, который никто не убирает, становится неизменным спутником на таких заброшенных объектах…
Со временем мне стало интересно искать в сети информацию о некоторых исторических зданиях Одессы. Увидеть, как они выглядели еще в самом своем расцвете…
Будь то особняк, доходный дом, больница, или санаторий…
Всего этого в городе очень много. В свободное от основной работы время, я придумал себе хобби, обзавелся неплохой «зеркалкой» и стал делать видео и фото-отчеты, после чего выкладывал их в сеть у себя на канале.
Это чем-то было похоже на работу частного детектива. Сначала я искал на исторических сайтах города здания и промышленные объекты, построенные очень давно. Собирал о них всю информацию и затем уже выезжал, так сказать в поле, прихватив с собой камеру. Чтобы показать в очередном обзоре то, что осталось от былого великолепия. Получились небольшие частные репортажи об эстетике местных умирающих красот и ебеней. Хотелось оставить людям хоть какую-то память о своем городе, который приютил меня и со временем стал родным…
Так получилось и прошлой осенью.
В центре города стоит так называемый «масонский дом», он же Дом Русского Технического Общества, построенный в 1892 году. Очень красивое и уникальное по своей архитектуре здание. Ну как сказать стоит: пару лет назад крыша и второй этаж рухнули внутрь коробки и стены еще каким-то чудом удерживали все это. Дом смотрел, пустыми глазницами окон, вокруг себя и как будто ждал помощи извне. Но как нарочно люди отгородили его от себя забором из «вагонки» и оставили умирать на неопределенный срок, словно бомжа в подземном переходе…
Как-то в один из вечеров сидя в сети, я набрел на информацию и о нем. Оставалось съездить туда, посмотреть все своими глазами и запечатлеть на камеру.
На следующий день утром, упаковав камеру в рюкзак, и взяв чехол со штативом, я добрался на маршрутке до Привоза. Стоял конец октября, и было уже зябко. В ожидании трамвая я взял в ближайшей кофейне бумажный стаканчик черного тепла с сахаром и, закурив, стоял на остановке и наблюдал утренний обычный городской движ… Народ, еще толком не проснувшись, уже деловито сновал туда и сюда. Кто-то бежал на Привоз делать себе базар. Покупать и продавать. Кто-то торопился на работу. Жизнь шла полным ходом. Солнце потихоньку вылезало из моря и уже становилось теплее.
Подошел практически пустой трамвай. Я сел в конце около окна на свободное место. Вручил кондуктору десятку гривен, как обычно не стал брать билет, за что получил себе в карман улыбочку и респект от пожилой женщины в оранжевой жилетке. Жить как-то всем надо…
Трамвай не спеша катился в сторону Пересыпи по улице Старопортофранковской. И я наслаждался одесскими видами. Моя остановка была конечной, на улице Княжеской. Через полчаса трамвай доковылял до конца маршрута, и я вылез на кольце, в ста метрах от моей цели.
Предстояла небольшая разведка. В сетях писали, что дом был кому-то продан на аукционе, но владельцы в права так и не вступили. Так или иначе, надо было проверить на всякий случай: нет ли на объекте охраны, и найти какой-нибудь проход внутрь в заборе из «вагонки», который окружал здание по периметру. Сделав полукруг вдоль забора, я увидел в одном месте лист, который в углу не был закреплен, и на мою удачу, был даже выгнут наружу. Скорее всего, это сделали бомжи, а значит – здание не охранялось. Я огляделся по сторонам – улица была пустынна, надел перчатки — обрезки чтобы не порезаться и, оттянув лист еще больше, смог пролезть в образовавшуюся брешь…
Я оказался совсем близко около уцелевшей стены. Она было очень толстая, вся выложена из фигурного ракушечника. Под ногами толстым ковром лежали опавшие листья. Из них росли небольшие молодые кустарники, еще зеленые...
Они прикрывали весь культурный слой от временных постояльцев, пустые пластиковые бутылки, пакеты, использованные одноразовые шприцы, остатки бомжовских посиделок. Вынесенные из дома обломки деревянных перекрытий с торчащими гвоздями, которые служили и мебелью и дровами для костров. Странно, но около стен было много больших мягких игрушек. Уже потом я понял, что на них, наверное, было мягче и теплее коротать ночи в заброшке.
Дом стоял обреченный на медленное забвение. Судя по всему жильцов (бомжей, наркоманов и прочих), на тот момент в нем не было. Внутри было абсолютно тихо.
Когда я двинулся к парадному входу в развалины, под ноги мне попал плюшевый маленький медвежонок. Он был хотя и самодельный, пошитый из кусочков ткани, с нарисованными глазами и носом-пуговицей, но по милоте практически не уступал широко известному Тедди…
Перед входом в дом были сложены железобетонные плиты, и я поставил медвежонка на них. Затем вытащил камеру и, наводя на косолапого, стал вручную настраиваться. Солнце поднялось уже высоко, и света было достаточно как для фото, так и для видеосъемки. Щелкнув несколько кадров и попробовав снять видео, я вошел внутрь заброшки. Там царила полная разруха. Куски стен, растущие между ними молодые деревья, все вперемешку с деревянными балками досками и перемычками. Удивило, что высокие старинные оконные рамы хоть и без стекол, но были целыми. Краска в несколько слоев круто заворачивалась на них. Оставаясь пока еще в передней части здания, я не торопясь стал снимать, используя штатив-треногу как монопод. В кадр шли остатки стен, элементы местами сохранившегося декора и отделки, и даже части второго этажа по верхним углам. Снимки получались отличные. И я часа три увлеченно занимался своим любимым делом. Но тут мое одиночество было нарушено. Лязгнул отгибающийся угол забора, и я услышал много голосов мужских и женских. Веселых и оживленных.
Ну вот – подумал я — еще кому-то стало интересно пошастать и насладиться эстетикой…
На залитой солнцем площадке перед домом появилось несколько человек. Первыми я увидел двоих мужчин примерно моего возраста – в районе сорока. Одеты они были респектабельно. В руках у них были штативы и фотокамеры, судя по внешнему виду очень недешевые. За ними появились две барышни лет около тридцати, стройные и высокие. Обратив внимание на их прически в чуть ли не викторианском стиле, а также вечерние платья екатерининских времен я сообразил – вероятно, это модели, и тут сейчас намечается фотосессия. Последним появился молодой парень с рюкзаком. Как выяснилось потом, у него был квадрокоптер. Ребята основательно подготовились к мероприятию.
Впрочем, на других заброшках я уже сталкивался с такими охотниками до арт-пространств, и проблем никогда не возникало…
Они не сразу заметили меня. Я вышел из развалин и поздоровался.
Барышни и молодой человек оказались местными, а вот фотографы были гостями из солнечной Франции, но по-русски объяснялись довольно сносно. Они пояснили, что их интересует как фон внешняя часть здания, уцелевшая местами стена, выложенная из больших фигурных камней ракушечника. В само здание они забираться не планировали…
Если честно без подготовки соваться туда я бы и не советовал.
Там ничего не стоило провалиться в подвал, или напороться на металлические элементы рухнувших конструкций. Дальняя вторая часть здания изнутри вообще выглядела так, словно туда упала авиабомба…
Мы пришли к полному взаимопониманию. Я решил большой разрушенный зал дома доснять чуть позже, и чтобы не мешать им отправился за территорию на трамвайное кольцо.
Когда я выходил – обе модели курили около железобетонных плит рядом с медвежонком.
На кольце около остановки стоял легковой фургон с кофе машиной. Взяв себе очередную порцию кофеина, я присел на лавочке и, дымя сигаретой, решил просмотреть то, что уже снял. Кадры оказались очень удачными. Практически все «исходники» получились отлично.
Время шло к вечеру, но было еще светло и тепло. День выдался удачный. Солнца хватало с избытком. Убив почти два часа я решил закончить начатое…
Я снялся со скамьи, собрался и пошел назад.
Когда я подошел, «Мерседес – Спринтер», на котором приехала арт-компания, уже уехал. Это означало, что на территории развалин никого нет. Только медвежонок оставался на своем посту.
Проникнув внутрь дома, я стал снимать то, что осталось от здания. Увидев крутой спуск в подвал, аккуратно передвигаясь с камерой в руке, я спустился вниз. Здесь время также ничего не пощадило. Но света было уже меньше. Пора было заканчивать и вылезать наверх.
Я сложил штатив, выключил камеру и уже слегка замерзнув, собрался подниматься выше, как вдруг сверху меня окликнули.
— Молодой человек! – раздался женский голос. Я резко обернулся и чуть не ударился о часть упавшей стены рядом со мной. Это было весьма неожиданно.
Надо мной на первом этаже, на самом краю пола обвалившегося в подвал стояла девушка.
Скорее всего, одна из тех фотомоделей, — решил я. Она была также одета в придворном стиле, правда у нее платье, в отличие от тяжелых бархатных нарядов других ее напарниц, было совсем легким и воздушным. И если те барышни были одеты в темно-красное и темно-зеленое, то эта была одета в белое. Я бы даже сказал, платье на ней было свадебным. С открытым верхом. И оно ей очень шло. На вид лет двадцать. Брюнетка. Красивая. Как говорят в Одессе – шикарный вид…
Я подумал что она, наверное, как-то отстала от своих друзей и те забыли ее внутри развалин.
— Стойте там осторожнее, барышня, — с улыбкой сказал я.— Не дай бог рухнет.
— Вы не могли бы помочь мне отсюда выйти, — она не знала, чего от меня ожидать, и заметно нервничала. – Я уже нахожусь здесь очень долго…
— Одну минуту, я сейчас поднимусь наверх и помогу вам, — я стал выбираться из подвала с камерой в руках. Уже начинало темнеть, и она, скорее всего, начинала замерзать в своем слишком легком для октября наряде.
Оказавшись на первом этаже, я положил камеру и штатив на остатки огромной деревянной двери и подошел к ней.
— Давайте руку, — протянул я ей ладонь. – Сейчас выберемся отсюда. Вы не замерзли?
— Я не знаю, — ответила она, и посмотрела прямо в глаза. Они были абсолютно черными. Затем она взяла меня за руку. От нее повеяло каким-то зимним холодом. Ее ладонь была почти неосязаемой.
И мы пошли к выходу, осторожно обходя все, что валялось под ногами, стараясь ни за что не зацепиться. Я шел чуть впереди и вел ее за собой. Хотя было ощущение, что она просто плыла за мной следом. По руке от нее мне передавался странный холод, почти до озноба. Видимо она действительно здесь замерзла.
Мы подошли к фасадной части здания, к остаткам обвалившейся стены. Примерно по пояс.
— Давайте, я вас перенесу, — она не успела ничего сказать, я быстро взял ее на руки, и она тут же оказалась снаружи здания на площадке, недалеко от плит с сидящим на них медвежонком.
У меня было ощущение, что в руках я держал только платье, или что-то более легкое.
— Спасибо, сударь, вы себе не представляете, как долго я этого ждала, — она также стояла и уже абсолютно спокойно смотрела мне прямо в глаза, как будто оказавшись вне этого злополучного здания, паника покинула ее.
А вот я занервничал. Что-то необычное было в этой так сказать «невесте». Ее платье слишком открытое и легкое для октябрьской погоды, ее поведение. Не вписывалась она в ту атмосферу фотосессии…
— Можно вас еще попросить о маленькой услуге? — улыбнулась она, — Я около стены туфельку обронила. Будьте так милостивы, подайте уж барышне.
Странная манера разговора. Я бы даже сказал не странная, а старинная.
Повернувшись назад, я увидел — около кучи битого кирпича действительно лежала туфелька. Белая, бархатная. Словно из другой эпохи. Подняв ее, я повернулся, собираясь перемахнуть через кладку стены, и остановился, как вкопанный… Девушка исчезла, словно ее никогда и не было. Там где она только что стояла, все также лежали железобетонные плиты и на них сверху сидел игрушечный медвежонок. Мой единственный свидетель. В руках у меня была женская туфелька. Единственная улика. Я подошел к медвежонку и поставил ее рядом с ним на бетон.
«Заберет, когда вернется» — усмехнулся я. Пора было уходить.
Сходив за камерой и штативом, я выбрался на улицу и в наступившей темноте не торопясь пошел к конечной остановке моего трамвая. И все это время, пока я мерил шагами мостовую меня не покидала мысль – тех фотомоделей в старинных платьях – с самого начала было двое. А кто была эта молодая особа, откуда она взялась и куда она подевалась, я никак не мог понять. И даже снять ее на камеру так и не успел.
Подошел мой трамвай и я, сев в пустой вагон, покатил в обратную сторону моего маршрута по вечерней Одессе.
Я никогда не был суеверным и не верил ни в бога, ни в черта, хотя может быть и стоило. Уже сидя дома и копируя файлы с карты памяти в ноутбук для обработки, я зачем-то залез в браузер и набрал в строке поиска: одесские легенды и байки. И попал на один из городских сайтов Одессы…
Выдержка из материала сайта.
«…В середине XIX века на одной из улиц Одессы стоял заброшенный дом. Говорили, что по ночам оттуда раздавались жалобные крики девушки. Смельчаки, спешившие на помощь, видели барышню в подвенечном платье, просившую вынести её из страшного места. Однако, взявшие юную невесту на руки замечали, что она потеряла туфельку. Бросаясь искать пропажу, они с ужасом обнаруживали, что девушка исчезла. Незадачливым спасителям невдомёк было, что надобно как можно скорее выносить из заколдованного дома невесту — спасать потерянную душу, а не башмачок. Рассказывали, что дух её был прикован к старому жилью проклятием жестокой матери… Никому неведомо, куда девался призрак — то ли кто-то всё-таки разгадал секрет заклятия и выпустил бедную душу на волю, то ли чары пропали сами собой…»
Как говорится – хотите, верьте, а хотите – нет.
Я не думаю, что еще раз натолкнусь на ту барышню в белом. Но знаю точно, теперь прежде чем полезть в «заброшки» я буду долго изучать объекты, так сказать с большого расстояния.
Одесса большая и история у нее богатая, но ближе к сумеркам в этом городе идет своя, мало кому известная жизнь. И порой можно увидеть такое, о чем лучше вспоминать не часто…
Автор: Walther_Wolf43